|
|
|
- -
как тело подпрыгивало на мостовой, и от ужаса лишилась чувств". Для полного сходства с картинкой в таблоиде не хватает только какой-нибудь надписи на стене, сделанной кровью жертвы. Далее Стивенсон сообщает нам, что "трость, служившая орудием преступления, хотя и была сделана из какого-то редкостного, твердого и тяжелого дерева, переломилась пополам - с такой свирепой и неутолимой жестокостью наносились удары. Один расщепившийся конец скатился в сточную канаву..." Здесь и в других местах Стивенсон применяет к мистеру Хайду определение "обезьяний". Он предполагает, что Хайд, подобно Майклу Лэндону в "Я был подростком-оборотнем", - это ступень назад на эволюционной шкале, жестокость, идущая из глубины веков, которая еще не исчезла.., и разве не это на самом деле пугает нас в мифе об оборотне? Это внутреннее зло в сочетании с местью, и неудивительно, что церковники времен Стивенсона осыпали проклятиями его историю. Они, очевидно, поняли иносказание и увидели в Хайде нашего прародителя Адама. Если принять предположение Стивенсона, что лицо оборотня - это и наше лицо, то знаменитая реплика Лу Костелло Лону Чейни-младшему в "Эббот и Костелло встречают Франкенштейна" (Abbott and Costello Meet Frankenstein) становится не такой уж смешной. Чейни, играющий тощего Ларри Талбота, жалуется Костелло: "Ты не понимаешь. Когда взойдет луна, я превращусь в волка". Костелло отвечает: "Ну да.., ты и еще пять миллионов парней". Во всяком случае, убийство Керью приводит полицию в квартиру Хайда в Сохо. Птичка упорхнула, но инспектор Скотланд-Ярда, ведущий расследование, уверен, что его скоро возьмут, потому что Хайд сжег свою чековую книжку: "Ведь деньги для него - сама жизнь. Нам достаточно будет дежурить в банке и выпустить объявление с описанием его примет". Но у Хайда, разумеется, есть другая личина, и он обращается к ней. Джекил, которого испуг заставляет вернуться к разумному поведению, решает никогда больше не пользоваться средством. И тут, к своему ужасу, обнаруживает, что теперь превращение происходит спонтанно. Он создал Хайда, чтобы освободиться от уз приличий и норм, но обнаруживает, что у зла тоже есть свои узы: в конце концов он становится пленником Хайда. Церковники обрушились на "Джекила и Хайда", считая, что книга демонстрирует, что бывает, когда "звериную сущность" человека спускают с поводка; современные читатели более склонны сочувствовать Джекилу как человеку, попытавшемуся - пусть на короткое время - вырваться из смирительной рубашки ханжеской викторианской морали. И вот когда Аттерсон и дворецкий Джекила Пул врываются в лабораторию Джекила, доктор мертв.., а находят они тело Хайда. Произошло самое ужасное: герой умер, мысля, как Джекил, но внешне оставшись Хайдом; тайный грех, или Знак Зверя, который он пытался скрыть, неизгладимо запечатлен на его лице. Он завершает свое признание словами: "Сейчас, отложив перо, я запечатаю мою исповедь, и этим завершит свою жизнь злополучный Генри Джекил". Легко - даже слишком легко - увидеть в истории Джекила и его свирепого альтер эго религиозную притчу, изложенную в приключенческой форме. Разумеется, эта история снабжена некой моралью, но мне кажется, что вместе с тем Стивенсон сделал попытку изучить ханжество - причины его возникновения и тот вред, который оно причиняет душе. Джекил - лицемер, предающийся тайному греху; Аттерсон, подлинный герой повести, - полная противоположность Джекилу. Поскольку это кажется мне очень важным по отношению не только к повести Стивенсона, но и ко всем произведениям об оборотне, позвольте отнять у вас еще немного времени и привести еще одну цитату из книги. Вот как Стивенсон представляет Аттерсона на первой странице "Джекила и Хайда": "Мистер Аттерсон, нотариус, чье суровое лицо никогда не освещала улыбка, был замкнутым человеком, немногословным и неловким в обществе, сухопарым, пыльным, скучным - и все-таки очень симпатичным... <Должен признаться, что, прочитав описание Аттерсона, данное Стивенсоном, я усомнился в том, что этот человек может быть симпатичным. - Примеч. автора.> Он был строг с собой: когда обедал в одиночестве, то, укрощая вожделение к тонким винам, пил джин и, горячо любя драматическое искусство, более двадцати лет не переступал порога театра". О "Рамонах", любопытной панк-рок-группе, появившейся <<< 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 >>>
- -
|
|