|
|
|
- -
способны весь вечер утомительно объяснять, почему Чарли Чаплин - величайший киноактер или что спагетти-вестерны Клинта Иствуда являются высшей точкой экзистенциально-абсурдистского движения, однако наш разговор будет неполным, если не упомянуть истинного мастера этого жанра - не Орсона Уэллса, а Арчи Оболера, первого драматурга, который имел собственную национальную радиосерию - бросающую в холод "Свет погас" (Lights Out). "Свет погас" вышла в 40-х годах, но ее повторяли в пятидесятые (и даже в шестидесятые), поэтому я с полным правом могу включить ее в свою книгу. Лучше всего из этого сериала я помню "Цыплячье сердце, которое пожрало мир". Оболер, подобно другим художникам в жанре ужаса (другой прекрасный пример этого - Альфред Хичкок), был чрезвычайно чувствителен к юмору, неразрывно связанному с ужасом, и это лучше всего видно в истории с цыплячьим сердцем; абсурдность происходящего заставляет вас хохотать, но в то же время у вас по коже бегут мурашки. - Помнишь, ты интересовался у меня, как наступит конец мира? - спрашивает ученый, невольно навлекший ужас на ничего не подозревающий мир, своего юного протеже, когда они летят в легком самолете на высоте пяти тысяч футов над непрерывно растущим цыплячьим сердцем. - Помнишь, что я ответил? О, - какие научные пророчества! Звучные теории о прекращении вращения Земли.., об энтропии.., но вот реальность, Луис! Наступил конец человечества! Не в красном блеске атомного взрыва.., не в великолепии звездной плазмы.., не в белой холодной тишине.., но так! В этой ползучей, все пожирающей плоти под нами. Ну разве не отличная шутка, Луис? Шутка вселенной! Конец человечества.., из-за цыплячьего сердца. - Нет, - дрожащим голосом отвечает Луис. - Я не хочу умирать. Я найду безопасное место для посадки... И тут, точно в нужный момент, успокаивающий гул мотора сменяется кашлем. - Мы срываемся в штопор! - кричит Луис. Они падают прямо на цыплячье сердце, и доктор громогласно провозглашает: - Конец человечества! Мы слышим биение.., громче.., громче.., а затем болезненный всплеск - и конец программы. Гений Оболера в том, что когда "Цыплячье сердце" заканчивается, вам хочется смеяться и в то же время вас выворачивает наизнанку от отвращения. "Начало бомбежки", - говорили по радио (гудение бомбардировщиков; мысленно мы представляем себе небо, полное летающих крепостей). "Бросаем мороженое в залив Паджет", - продолжает голос (воющий гидравлический звук открывающихся бомболюков, нарастающий свист, который заканчивается гигантским всплеском). "Все в порядке.., шоколадный сироп.., взбитое мороженое.., и.., бросаем вишни с мараскином! Мы слышим громкий плещущий звук, с которым льется шоколадный сироп, затем шипение - это за сиропом следует взбитое мороженое. За ними раздается громкое кап-кап-кап в отдалении. И, как это ни нелепо, сознание отзывается на эти звуки, и внутренним взором мы действительно видим гигантские порции пломбира, которые, подобно вулканическим конусам, встают из вод залива Паджет.., и на каждой - мараскиновая вишня размером с Сиэтл Кингдом <Огромный крытый стадион в виде купола в Сиэтле, штат Вашингтон.>. В сущности, мы даже видим, как эти отвратительно красные коктейльные вишни скатываются вниз и плюхаются во взбитое мороженое, оставляя в нем кратер размером с Тихо. А все благодаря гению Стэна Фреберга. Арчи Оболер, беспокойный и очень умный человек, который был также связан с кино (один из первых фильмов, рассказывающих о выживании человечества после третьей мировой войны, - "Пять" (Five) - замысел Оболера) и преподавал драматическое искусство, использовал две сильные стороны радио: во-первых, врожденное повиновение мозга, его стремление увидеть то, что ему хотят показать, каким бы нелепым это ни было; во-вторых, то, что страх и ужас - очень сильные эмоции, они выбивают из-под нас подпорки взрослости, и мы остаемся в темноте, подобно детям, которые никак не осмелятся включить свет. Радио, конечно, "слепое" средство, и только Оболер использовал его так полно и эффективно. Конечно, на слух мы и сейчас можем воспринимать условности радио, которые мы уже переросли (главным образом из-за растущей зависимости от зримых декораций реальности), но в те времена это была обычная практика, и аудитория об этом даже не задумывалась (каменные <<< 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 >>>
- -
|
|