|
|
|
- -
/>Современный Голливуд, очевидно, решил, что период частного владения автомобилем достиг своего пика и машины надо оставить для забавных автокатастроф (как в "Грязной игре" (Foul Play) и нелепо-веселой "Великой автомобильной краже" (Grand Theft Auto)) или для слепой восторженности ("Водитель" (The Driver)). Если читателя эта тема заинтересовала, он может насладиться антологией (сейчас она вышла и в мягкой обложке), составленной Биллом Пронзини и озаглавленной "Зловещий автомобиль" (Car Sinister). Истинным шедевром является в этой антологии, например, страшно-забавный рассказ Фрица Лейбера об автомобиле будущего "X значит педальный" (X Marks the Pedwalk).
Фильмы об ужасах социальных. Мы уже обсуждали несколько фильмов, в которых присутствует социальный аспект - прыщи и псориаз в 50-е годы, не говоря уже о креме для бритья, стекающем по форменному школьному пиджаку Майкла Лэндона. Но есть фильмы, которые затрагивают более серьезные социальные проблемы. В некоторых случаях ("Роллерболл", "Дикие парни на улицах" (Wild in the Streets)) они представляют собой логическую или сатирическую экстраполяцию современных общественных тенденций и таким образом становятся научной фантастикой. Если не возражаете, мы о них говорить не станем на том основании, что это совсем другой танец - отличный от того мрачного котильона, в котором мы с вами сейчас участвуем. Есть несколько фильмов, которые попытались пройти по грани между ужасом и социальной сатирой; наиболее успешно из них это, по моему мнению, удалось "Степфордским женам" (The Stapford Wives). Фильм основан на романе Айры Левина, а Левину удалось проделать этот рискованный трюк дважды - второй раз в "Ребенке Розмари" (Rosemary's Baby), о котором мы подробно поговорим, когда наконец начнем обсуждать роман ужасов. А пока ограничимся "Степфордскими женами", в которых говорится немало остроумного о Движении в защиту прав женщин и немало тревожного о том, как ответили на это движение американские мужчины. Я некоторое время размышлял, соответствует ли этот фильм (режиссер Брайан Форбс, в главных ролях Кетрин Росс и Пола Прентисс) теме моей книги. Он не менее сатиричен, чем лучшие картины Кубрика (хотя гораздо менее изящен), и мне нет дела до тех, кто не рассмеялся, когда Росс и Прентисс заходят в дом соседа (он местный аптекарь и настоящий Уолтер Митти) <Персонаж рассказа Дж. Тербера из сборника "Тайная жизнь Уолтера Митти". Неловкий, робкий человек, муж-подкаблучник. Имя его стало нарицательным.> и слышат, как его жена стонет наверху: "О Фрэнк, ты замечательный... Фрэнк, ты лучше всех.., ты чемпион..." <Впрочем, автор этой сцены не Форбс и не Левин, а сценарист Уильям Подмен, очень забавный парень. Если сомневаетесь, посмотрите его удивительную пародию на фэнтези и волшебную сказку "Принцесса-невеста" (The Princess Bride). Не могу вспомнить ни одной другой сатиры, кроме разве что "Алисы в Стране Чудес", в которой так удачно сочетались бы любовь, юмор и доброта - Примеч. автора.>. Книга Левина избежала определения "роман ужасов" (которое в наиболее возвышенных кругах литературной критики подобно ярлыку "дворняжка"), потому что критики увидели в ней легкую сатиру на Движение в защиту прав женщин. Но тонкие сатирические намеки Левина направлены отнюдь не против женщин; они нацелены на тех мужчин, которые считают своим неотъемлемым правом уходить по субботам на гольф сразу после того, как им подали завтрак, и возвращаться (как правило, основательно под хмельком) как раз к обеду. Я включаю картину сюда - в качестве образца социального ужаса, а не социальной сатиры, - потому что она после некоторых колебаний и отступлений словно сама уже не знает, чем хочет быть, и становится именно этим - фильмом социального ужаса. Кэтрин Росс и ее муж (его играет Питер Мастерсон) переезжают из Нью-Йорка в Степфорд, пригород в Коннектикуте, считая, что здесь будет лучше их детям и им самим. Степфорд - симпатичный небольшой городок, где дети прилежно дожидаются школьного автобуса, где в любой день можно увидеть двух-трех парней, моющих свои машины, где (вы это чувствуете) ежегодная квота Объединенного благотворительного фонда не только выполняется, но и перевыполняется. Но есть в Степфорде какая-то странность. Большинство местных <<< 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 >>>
- -
|
|