Стивен Кинг
Стивен Кинг
1947 - ...

Навигация
Биография
Произведения
Фотографии


Реклама



Роман "Пляски смерти"
Стивен Кинг - Произведения - "Пляски смерти"

средней школе;
хотя фильм в некоторых моментах расходится с книгой (например, мать Кэрри в
кино выглядит странной католичкой, отступившей от веры), основной сюжет тот
же самый. Это история девочки по имени Кэрри Уайт, запуганной дочери
религиозной фанатички. Необычная одежда Кэрри и ее пугливость становятся
предметом шуток и розыгрышей всего класса; девочка в любой ситуации является
аутсайдером. Она обладает слабыми телекинетическими способностями, которые
усиливаются после первой менструации, и в конце концов с их помощью она
может "обрушить дом" после ужасной катастрофы на школьном балу.
Де Пальма подходит к ситуации легче и искуснее, чем я, - фильм намного
художественнее; книга пытается рассказать об одиночестве девочки, о ее
отчаянных усилиях стать частью общества своих сверстников, в котором она
вынуждена существовать, и о крахе этих усилий. И если есть в романе какая-то
идея, то она заключается в том, что средняя школа - это прибежище крайнего
консерватизма и фанатизма, в котором школьникам позволяется "подняться над
ситуацией" не больше, чем индусу выйти за пределы своей касты.
Но в книге есть и более глубокий подтекст - во всяком случае, я на это
надеюсь. Если "Степфордские жены" рассказывают о том, чего мужчины хотят от
женщин, то "Кэрри" - это книга о том, как женщины находят точку приложения
своих сил и что страшит мужчин в женской сексуальности... Я писал эту книгу
в 1973 году, всего три года спустя после окончания колледжа, и был уверен,
что знаю, чего Движение за права женщин требует от меня и от моего пола. В
более "взрослом" смысле написав ее, я как бы отшатнулся от грядущего
равноправия женщин. Для меня Кэрри Уайт - обиженный подросток, пример
человека, чей дух сломлен "ради ее же блага" в той яме пожирателей мужчин и
женщин, какой обычно является средняя школа. Но она к тому же и Женщина,
впервые ощутившая свои силы и, подобно Самсону, обрушивающая в конце книги
храм на всех окружающих.
Тяжелая, сложная тема - но в романе она есть только для тех, кто готов
ее воспринять. А если нет, я возражать не стану. Подтекст действенен только
тогда, когда он ненавязчив (возможно, по части ненавязчивости я даже
чересчур преуспел: в своей рецензии на фильм Де Пальма Полина Кейл
отмахивается от моего романа как от "непритязательной халтуры" - угнетающая
оценка, а главное, несправедливая).
Фильм Де Пальма более амбициозен. Как и в "Степ-фордских женах", в
"Кэрри" ужас и юмор существуют бок о бок и взаимодействуют друг с другом, и
только к концу ужас одерживает верх. Мы видим, как Билли Нолан (которого
отлично сыграл Джон Траволта) по-акульи улыбается полицейским, пряча пиво
между ног; момент, напоминающий "Американские граффити". Но немного погодя
мы видим, как он разбивает кувалдой голову свинье на скотном дворе; акулья
улыбка перешла границу безумия, и именно об этом переходе границы и снят
фильм.
Мы видим троих юношей в смокингах (одного из них, формально - героя
фильма, играет Уильям Катт), которые борются за успех на школьном балу;
соревнование включает в себя спор в стиле Дональда Дака и ускоренное
вращение. Видим девушек, которые унижали Кэрри в душевой, после упражнений в
гимнастическом зале бросали в нее тампоны и санитарные пакеты под музыку,
напоминающую "Прогулку слоненка". Но под этими детскими и не очень смешными
шутками мы чувствуем бессмысленную, почти несфокусированную ненависть;
общество неосознанно мстит тому, кто пытается подняться над ситуацией. Почти
на всем своем протяжении фильм Де Пальма поразительно весел, но мы
чувствуем, что его игривость опасна; за ней видится акулья улыбка, которая
превращается в застывшую пасть. И на балке над тем местом, где должны
короновать Кэрри и Томми (Катт), стоит ведро со свиной кровью.., и ждет.
Де Пальма искусно и верно управляет своими актрисами. Когда я писал
роман, то с трудом приближался к концу, стараясь использовать все, что знаю
о женщинах (а знал я тогда очень немного). Это напряжение чувствуется в
книге. Мне кажется, она читается быстро и легко, а еще (для меня по крайней
мере) увлекательно. Но есть некая тяжесть, какой не должно быть в подлинно
популярном романе, ощущение Sturm und Drang (буря и натиск), от которого я
не мог избавиться, как ни старался. В смысле характеров и действия книга
кажется достаточно ясной и правдивой, но ей недостает стиля фильма Де
Пальма.
Книга пытается прямо проанализировать муравейник
Страницы: <<< 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 >>>

Стивен Кинг - Произведения - "Пляски смерти"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"