|
|
|
- -
очков и слуховых аппаратов. Но мы справляемся благодаря своему "Боинг-747" - мозгу. Все это прекрасно, когда вы занимаетесь делами в хорошо освещенной конторе или в солнечный полдень гладите белье в гостиной; но когда в грозу гаснет свет и нам приходится на ощупь искать проклятые свечи, ситуация меняется. Даже 747-й, снабженный радаром и прочим современным оборудованием, не может приземлиться в густой туман. Когда гаснет свет и мы погружаемся в темноту, сама реальность приобретает неприятные свойства тумана. Когда прекращается доступ к органу чувств, это чувство перестает действовать (хотя никогда - на сто процентов: даже в темной комнате мы видим какие-то пятна перед глазами и в полной тишине слышим неопределенный гул.., такие "фантомные сигналы" означают лишь, что каналы восприятия исправны и действуют). Но с мозгом этого не происходит - к счастью или к несчастью, в зависимости от ситуации. К счастью, если вы застряли в положении, внушающем вам скуку, вы можете воспользоваться своим шестым чувством, чтобы спланировать работу на завтра, или подумать, какой стала бы жизнь, если бы вы выиграли главный приз в лотерее штата или приз "Ридерс дайджест", или поразмышлять о том, что носит - или не носит - сексуальная мисс Хепплвейт под своими облегающими платьями. С другой стороны, постоянное функционирование мозга может стать сомнительным преимуществом. Спросите страдающих бессонницей. Тех, кто утверждает, что фильмы ужасов их не пугают, я прошу проделать следующий простой опыт. Сходите на такой фильм, как "Ночь живых мертвецов", в одиночестве (вы замечали, что на фильмы ужасов ходят обычно не просто парами или группами, но целыми сворами?). Потом садитесь в свою машину и поезжайте к старому полуразвалившемуся дому - такие есть в каждом городе (за исключением Степфорда, штат Коннектикут, но там у жителей были свои проблемы). Зайдите в дом. Поднимитесь на чердак. Сядьте. Вслушайтесь в стон и скрип рассохшихся половиц. Отметьте, как похожи эти звуки на то, что кто-то.., или что-то.., поднимается по лестнице. Почувствуйте запах плесени. Запах гнили. Разложения. Подумайте о фильме, который вы посмотрели. Подумайте, что вы сидите и не видите.., как что-то тянет грязные изогнутые когти к вашему плечу.., или к горлу... Благодаря темноте такой опыт может весьма способствовать вашему просвещению. Страх темноты - самый детский из всех страхов. Страшные истории обычно рассказываются "у лагерного костра" или по крайней мере после захода солнца, потому что тому, что смехотворно в ярком свете, трудно улыбнуться при звездах. Это знает и это использует любой создатель фильмов или романов ужасов - это одна из самых лучших точек для приложения силы, там воздействие ужаса наиболее заметно <Время от времени кто-нибудь пытается нарушить традицию и произвести то, что называют "ужасом при солнечном свете". У Рэмси Кэмпбелла это выходит особенно успешно; см., например, его сборник рассказов с соответствующим названием: "Демоны при свете дня" (Demons by Daylight). - Примеч. автора.>. Особенно справедливо это в отношении кинематографистов, и самый естественный страх, который может использовать режиссер, это страх темноты, потому что по самой своей природе фильмы смотрят в темноте. Майкл Канталупо, помощник редактора "Эверест Хаус", напомнил мне о приеме, который использовался на первом прокате "Дождись темноты" (Wait Until Dark) - прокатывали на первых экранах, и в контексте нашего разговора я должен об этом рассказать. Последние пятнадцать - двадцать минут поистине ужасны благодаря великолепной игре Одри Хепберн и Алана Аркина (по моему мнению, Алан Аркин в роли Гарри Роата-младшего из Скарсдейла - лучший злодей в кино; его игра сравнима только с игрой Питера Лорри в "М", а то и лучше), а также благодаря приему, к которому обращается сюжет Фредерика Нотта. Хепберн в попытках спасти жизнь разбивает все лампы в квартире и прихожей, чтобы они со зрячим Аркином были на равных. Беда в том, что об одной лампочке она забывает - но, вероятно, мы с вами тоже о ней бы не вспомнили. Это лампочка в холодильнике. В кинотеатрах прием заключался в том, что выключались все огни, за исключением надписи "ВЫХОД" над дверью. До того как я посмотрел финал "Дождись темноты", мне и невдомек было, как много света в наших кинотеатрах, даже когда идет фильм. В новых кинотеатрах есть крошечные тусклые лампы под потолком, <<< 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 >>>
- -
|
|