Стивен Кинг
Стивен Кинг
1947 - ...

Навигация
Биография
Произведения
Фотографии


Реклама


Роман "Пляски смерти"
Стивен Кинг - Произведения - "Пляски смерти"

Существуют отвратительные фильмы, в которых нет и следа
искусства, и только самые нетребовательные зрители станут с этим спорить.
Это сценический эквивалент тех 8- и 16-миллиметровых "табачных" фильмов,
которые иногда проникают к нам из Южной Америки.
Следует также сказать, что любой кинематографист, который решается
снимать фильм ужасов, идет на большой риск. В других видах творчества
единственным риском является неудача - мы можем, например, сказать, что
фильм Майка Николса "День дельфина" (The Day of the Dolphin) неудачный, но
при этом никакого общественного возмущения не будет и матери не станут
пикетировать кинотеатры.
Есть фильмы, которые скатываются вплотную к черте, за которой
"искусство" не существует ни в каком виде и где начинается чистая
эксплуатация; иногда именно эти фильмы пользуются шумным успехом. Один из
таких - "Резня по-техасски с помощью механической пилы"; в руках Тоуба
Хупера фильм удовлетворяет предложенному выше определению искусства, и я
готов свидетельствовать на любом суде о его общественной ценности,
искупающей недостатки. Но об "Ужасных" я бы этого не сказал. Разница больше,
чем просто различие между мотопилой и двуручной пилой; она длиной в
несколько миллионов световых лет. По-своему, очень своеобразно, но Хупер
снял фильм со вкусом и совестью. "Ужасные" - работа слабоумных, дорвавшихся
до кинокамеры <Один раз можно с успехом случайно проскользить по тонкому
льду, но это вовсе не гарантирует того, что во второй раз тоже получится;
талант Хупера остался при нем, однако его второй фильм "Съеденный заживо"
(Eaten Alive) переходит в категорию "кровавых расчленителей", и это
разочаровывает, Единственный режиссер, о котором я могу сказать, что он
сумел использовать эту мрачную территорию, не оступившись нигде, - канадский
кинематографист Дэвид Кроненберг. - Примеч. автора.>.
Итак, если хочу сохранить некую упорядоченность нашей дискуссии, мне
придется вернуться к понятию ценности - художественной или общественной.
Общественная ценность фильмов в том, что они способны устанавливать связь
между реальным и нереальным; это достигается путем создания подтекста. И
поскольку распространены они широко, этот подтекст часто охватывает всю
культуру.
Бывало - в 50-е годы и в начале 70-х, - что фильмы выражали
общественно-политические страхи, и этот факт придает таким фильмам, как
"Вторжение похитителей тел" Дона Сигала или "Изгоняющий дьявола" Уильяма
Фридкина, значение документа. Когда фильмы ужасов надевают многочисленные
социополитические шляпы - картины класса Б превращаются в передовицы
таблоидов, - они нередко служат исключительно точным барометром, отражающим
то, что по ночам тревожит все общество.
Однако фильмы ужасов отнюдь не всегда рядятся в одежды, которые делают
их скрытыми комментариями к социальным или политическим проблемам (как
"Выводок" Кроненберга - реакция на распад современной семьи или его же "Они
пришли изнутри" (They Came from Within) - о каннибалистических побочных
последствиях того, что Эрика Йонг назвала "сексом без расстегивания
ширинки"). Как правило, фильмы ужасов заглядывают внутрь человека, ищут
глубоко укоренившиеся личные страхи - те самые слабые точки, с которыми
каждый должен уметь справиться. Это привносит в них элемент универсальности
и служит основой для создания подлинного искусства. С этой позиции можно
объяснить, почему "Изгоняющий дьявола" (самый социальный из всех социальных
фильмов) не пользовался успехом в Западной Германии: в то время там был
совершенно иной набор общественных страхов (немцев гораздо больше тревожили
бомбы в руках радикалов, чем сквернословие у детей), зато "Рассвет
мертвецов" побил все рекорды сборов.
Фильмы, исследующие личные страхи, имеют немало общего со сказками
братьев Гримм; картина класса Б - это тоже своего рода волшебная сказка. Ее
цель не получить политическую выгоду, а запугать нас, нарушив некоторые
табу. Поэтому если мое представление об искусстве правильно (искусство дает
больше, чем в нем заложено), то эти фильмы ценны для публики тем, что
помогают людям лучше понять смысл этих табу и страхов.
Хорошим примером этого второго типа фильмов ужасов является картина
студии РКО <Radio-Keith-Orpheum - фирма, производящая и прокатывающая
фильмы.> "Похитители тел" (The Body Snetchers)
Страницы: <<< 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 >>>

Стивен Кинг - Произведения - "Пляски смерти"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"