|
|
|
- -
Существуют отвратительные фильмы, в которых нет и следа искусства, и только самые нетребовательные зрители станут с этим спорить. Это сценический эквивалент тех 8- и 16-миллиметровых "табачных" фильмов, которые иногда проникают к нам из Южной Америки. Следует также сказать, что любой кинематографист, который решается снимать фильм ужасов, идет на большой риск. В других видах творчества единственным риском является неудача - мы можем, например, сказать, что фильм Майка Николса "День дельфина" (The Day of the Dolphin) неудачный, но при этом никакого общественного возмущения не будет и матери не станут пикетировать кинотеатры. Есть фильмы, которые скатываются вплотную к черте, за которой "искусство" не существует ни в каком виде и где начинается чистая эксплуатация; иногда именно эти фильмы пользуются шумным успехом. Один из таких - "Резня по-техасски с помощью механической пилы"; в руках Тоуба Хупера фильм удовлетворяет предложенному выше определению искусства, и я готов свидетельствовать на любом суде о его общественной ценности, искупающей недостатки. Но об "Ужасных" я бы этого не сказал. Разница больше, чем просто различие между мотопилой и двуручной пилой; она длиной в несколько миллионов световых лет. По-своему, очень своеобразно, но Хупер снял фильм со вкусом и совестью. "Ужасные" - работа слабоумных, дорвавшихся до кинокамеры <Один раз можно с успехом случайно проскользить по тонкому льду, но это вовсе не гарантирует того, что во второй раз тоже получится; талант Хупера остался при нем, однако его второй фильм "Съеденный заживо" (Eaten Alive) переходит в категорию "кровавых расчленителей", и это разочаровывает, Единственный режиссер, о котором я могу сказать, что он сумел использовать эту мрачную территорию, не оступившись нигде, - канадский кинематографист Дэвид Кроненберг. - Примеч. автора.>. Итак, если хочу сохранить некую упорядоченность нашей дискуссии, мне придется вернуться к понятию ценности - художественной или общественной. Общественная ценность фильмов в том, что они способны устанавливать связь между реальным и нереальным; это достигается путем создания подтекста. И поскольку распространены они широко, этот подтекст часто охватывает всю культуру. Бывало - в 50-е годы и в начале 70-х, - что фильмы выражали общественно-политические страхи, и этот факт придает таким фильмам, как "Вторжение похитителей тел" Дона Сигала или "Изгоняющий дьявола" Уильяма Фридкина, значение документа. Когда фильмы ужасов надевают многочисленные социополитические шляпы - картины класса Б превращаются в передовицы таблоидов, - они нередко служат исключительно точным барометром, отражающим то, что по ночам тревожит все общество. Однако фильмы ужасов отнюдь не всегда рядятся в одежды, которые делают их скрытыми комментариями к социальным или политическим проблемам (как "Выводок" Кроненберга - реакция на распад современной семьи или его же "Они пришли изнутри" (They Came from Within) - о каннибалистических побочных последствиях того, что Эрика Йонг назвала "сексом без расстегивания ширинки"). Как правило, фильмы ужасов заглядывают внутрь человека, ищут глубоко укоренившиеся личные страхи - те самые слабые точки, с которыми каждый должен уметь справиться. Это привносит в них элемент универсальности и служит основой для создания подлинного искусства. С этой позиции можно объяснить, почему "Изгоняющий дьявола" (самый социальный из всех социальных фильмов) не пользовался успехом в Западной Германии: в то время там был совершенно иной набор общественных страхов (немцев гораздо больше тревожили бомбы в руках радикалов, чем сквернословие у детей), зато "Рассвет мертвецов" побил все рекорды сборов. Фильмы, исследующие личные страхи, имеют немало общего со сказками братьев Гримм; картина класса Б - это тоже своего рода волшебная сказка. Ее цель не получить политическую выгоду, а запугать нас, нарушив некоторые табу. Поэтому если мое представление об искусстве правильно (искусство дает больше, чем в нем заложено), то эти фильмы ценны для публики тем, что помогают людям лучше понять смысл этих табу и страхов. Хорошим примером этого второго типа фильмов ужасов является картина студии РКО <Radio-Keith-Orpheum - фирма, производящая и прокатывающая фильмы.> "Похитители тел" (The Body Snetchers) <<< 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 >>>
- -
|
|