Стивен Кинг
Стивен Кинг
1947 - ...

Навигация
Биография
Произведения
Фотографии


Реклама



Роман "Пляски смерти"
Стивен Кинг - Произведения - "Пляски смерти"

что именно наука открыла врата, через которые
атомную бомбу можно было внести в рай - вначале саму по себе, а потом в
баллистических ракетах. У средних Джейн и Джона с улицы за восемь-девять
лет, прошедших после капитуляции Японии, выработалось исключительно
шизофреническое отношение к науке и ученым: необходимость в них никем не
оспаривалась, но в то же время все испытывали глубокое отвращение к научным
открытиям. С одной стороны, их приятель, этот вездесущий Редди Киловатт; с
другой стороны - исчезающий в ядерном взрыве макет города, точно такого, как
ваш: кадры из новостей, которые вы увидели как раз перед тем, как пойти в
ближайший кинотеатр на "Тварь".
Ученого-миротворца в "Твари" играет Роберт Корнтуайт, и из его уст мы
слышим псалом, который очень скоро станет знаком всем зрителям пятидесятых и
шестидесятых: "Мы должны сохранить это существо для науки". Вторая его часть
такова: "Если оно явилось из общества более развитого, чем наше, оно должно
прийти с миром. Если бы только мы смогли установить с ним общение и узнать,
чего оно хочет..."
Корнтуайт говорит, что только ученые способны изучить это существо из
иного мира и оно должно быть изучено; мы должны его расспросить; нужно
узнать, как устроен его корабль. Не важно, что существо до сих пор проявляло
только тягу к убийству и отправило на тот свет кучу крепких парней (само оно
в процессе этого потеряло руку, но не волнуйтесь: рука отрастет) и питалось
кровью, а отнюдь не вегетарианской пищей.
На протяжении фильма солдаты дважды ловят Корнтуайта и уводят подальше,
но в кульминационный момент ему удается освободиться и встретить существо с
пустыми руками. Существо очень долго и многозначительно смотрит на него.., а
потом небрежно отбрасывает в сторону, как вы прихлопнули бы комара. Потом
тварь поджаривается на электрическом тротуаре.
В этой книге я - всего лишь наемный писатель и не собираюсь читать
лекции по истории (это все равно что учить вашу тетушку варить яйца). Замечу
лишь, что ни до, ни после пятидесятых американцы не относились к идее
миротворчества более агрессивно. Еще не забылось страшное унижение Невилля
Чемберлена и почти неизбежное поражение Англии в начале войны с Гитлером. Да
и с чего бы американцам об этом забыть? Ведь это случилось всего за
двенадцать лет до выпуска "Твари", и даже те американцы, которым в 1951 году
исполнился двадцать один год, хорошо это помнили. Мораль проста - такое
миротворчество не работает: нужно сбить их с ног, если стоят, и стрелять,
если бегут. Иными словами, если их не остановить, они будут откусывать от
вас по кусочку за раз (в "Твари" это можно было воспринимать буквально).
Урок Чемберлена для Америки пятидесятых заключался в том, что не может быть
мира любой ценой и никакого миротворчества. Хотя полицейская операция в
Корее обозначила начало конца этой идеи, представление об Америке как о
всемирном полицейском (что-то типа международного Кленси, который ворчливо
спрашивает: "Чем это ты тут занимаешься, парень?" - у геополитических
грабителей вроде Северной Кореи) еще не утратило привлекательности, и многие
американцы высказывали ее в куда более сильных словах: Соединенные Штаты не
только полицейский, но и спаситель свободного мира, техасский рейнджер,
который в 1941 году протиснулся в кипящий салун азиатско-европейской
политики и в три с половиной года вычистил его от швали.
И вот наступает момент, когда Корнтуайт встает лицом к лицу с тварью -
и та презрительно отбрасывает его в сторону. Это чисто политический символ,
и публика радостно аплодирует, когда несколько мгновений спустя тварь
уничтожают. В противостоянии Корнтуайта и громадного Арнесса есть подтекст,
намекающий на Чемберлена и Гитлера; а когда Тоби и его бравые ребята
уничтожили тварь, это был символ столь же быстрого и эффективного устранения
главного геополитического злодея - может быть, Северной Кореи; а гораздо
вероятнее, подлых русских, которые быстро сменили Гитлера в этой роли.
Если вам кажется, что эта смысловая нагрузка слишком велика для такого
скромного фильма, как "Тварь", вспомните, что точка зрения человека
формируется под влиянием пережитого, а его политические пристрастия
определяются этой точкой зрения. Я хочу лишь сказать, что с учетом
политического характера того времени и катастрофических событий, происшедших
в мире совсем недавно, идея этого фильма, можно сказать, была
предопределена. Что делать с кровососущей морковкой из космоса?
Страницы: <<< 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 >>>

Стивен Кинг - Произведения - "Пляски смерти"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"