|
|
|
- -
дантиста прост и ужасен - тем более ужасен, что он рождает в нашем сознании страшные подозрения, а Оболер не торопится их развеять. Впрочем, в данных обстоятельствах мы, возможно, и не захотим, чтобы они развеялись. - Ничего особенного, - отвечает дантист, щелкая переключателем; начинает визжать бормашина. - Собираюсь просверлить небольшое отверстие.., и пропустить через него любовничка. Хаусман дрожит и стонет от ужаса, а на этом фоне звук бормашины раздается все громче и громче.., и замолкает. Конец. Вопрос, конечно, в том, где именно просверлил дьявольский дантист дыру, чтобы "пропустить любовничка". Мы слегка ненавидим Оболера за то, что он так и не сказал нам об этом - главным образом потому, что воображение рисует нам самые ужасные картины. Моя первая догадка была такова: дантист просверлил Хаусману висок и убил его своей импровизированной хирургией мозга. Но позже, когда я подрос и понял суть преступления Хаусмана, мне пришли в голову иные возможности. Гораздо более отвратительные. И даже сегодня, когда пишу это, я продолжаю гадать: где именно сделал дыру этот безумец?
Ну, довольно: пора перейти от слуха к зрению. Но сначала я хотел бы напомнить вам кое-что, что вы, очевидно, знаете и сами. Многие старые радиопрограммы - от "Внутреннего святилища" и "Ганбастеров" (Ganbusters) и до "мыльника" "Наш приятель Сал" (Our Gal Sal) - сохранились в записях, и качество этих записей лучше, чем у ностальгических программ ТВ, которые показывают время от времени. Если вы хотите проверить свою способность сдержать недоверие и обойти визуальную установку, навязанную ТВ и кино, можете начать практически с любого магазина звукозаписей. Еще более полезен каталог звукозаписей Швенна: он предложит вам то, чего нет в ближайшем магазине. И если прочитанное вызвало у вас интерес к Арчи Оболеру, позвольте шепнуть на ухо небольшой секрет: "Падай замертво! Упражнения в ужасе" (Drop Dead! An Exercise in Horror) - сценарии, производство и режиссура Арчи Оболера - можно приобрести в "Кэпитол рикордс". В жаркое лето они охлаждают лучше чая со льдом.., если вы сумеете хотя бы на сорок минут избавиться от визуальной установки.
СОВРЕМЕННЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ - ТЕКСТ И ПОДТЕКСТ
Вероятно, сейчас вы подумали: у этого парня стальные нервы, раз он считает, что сможет в одной главе рассказать обо всех фильмах ужасов, снятых с 1950 по 1980 год, - обо всех, от "Изгоняющего дьявола" до почти забытой ленты "Флот против ночных чудовищ" (The Navy vs. the Night Monsters). Что ж, во-первых, на самом деле об этом будут две главы, а во-вторых, я не собираюсь говорить обо всех фильмах, как бы мне этого ни хотелось; но действительно, нужно обладать хорошими нервами, чтобы вообще браться за эту тему. К счастью для меня, существует несколько традиционных способов обращения с ней, так что можно рассчитывать по крайней мере на иллюзию связности и порядка. Я избрал следующий подход - текст и подтекст в фильме. Для начала, мне кажется, следует кратко повторить все, что уже было сказано о фильме ужасов как произведении искусства. Если принять, что искусство есть любая творческая работа, от которой аудитория получает больше, чем в ней заложено (достаточно вольное определение, конечно, но в данной области оно и не должно быть чересчур строгим), то в таком случае художественная ценность фильма ужасов в том, что он обладает способностью устанавливать связь между страхом реальным и вымышленным. Я уже говорил и снова повторю здесь, что лишь малая часть фильмов ужасов создается с мыслью об "искусстве"; обычно их создателями движет мысль о "прибыли". Искусство не создается сознательно, оно излучается попутно, как атомный котел излучает радиацию. Однако я не утверждаю, что все фильмы ужасов - это "искусство". Пройдите в любой вечер по Сорок второй улице до Таймс-сквер, и вы увидите афиши с названиями вроде "Кровавые расчленители" (The Bloody Mutilators), "Женщина-мясник" (The Female Butcher) или "Ужасные" (The Ghastly Ones) - а в 1972 году нас порадовали фильмом, в котором на наших глазах женщину распиливают двуручной пилой; камера подолгу задерживается на разбросанных по полу внутренностях. <<< 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 >>>
- -
|
|