Стивен Кинг
Стивен Кинг
1947 - ...

Навигация
Биография
Произведения
Фотографии


Реклама



Роман "Пляски смерти"
Стивен Кинг - Произведения - "Пляски смерти"

стены из папье-маше в
"Людях-кошках" Турнюра воспринимались без всяких усилий). Если для публики
восьмидесятых эти условности кажутся вопиющими, как реплики, произносимые
театральным шепотом в сторону в пьесах Шекспира, новичку-театралу, то это
наша проблема, и каждый справляется с ней по-своему.
Одна из таких условностей - постоянное использование рассказчика для
развития сюжета. Вторая - диалог-описание, прием, необходимый на радио, но
на ТВ и в кино ставший нелепым. Например, в "Цыплячьем сердце, которое
сожрало мир" доктор Альберт описывает Луису происходящее - прочтите этот
отрывок и спросите себя, как он звучит для вашего привыкшего к телевизору
или кино слуху:
"Посмотри вниз.., огромное одеяло зла покрывает все. Видишь, дороги
черны от женщин и мужчин, которые бегут, спасая свою жизнь. Видишь: серая
протоплазма вытягивается и поглощает их".
На ТВ такое поднимут на смех, скажут - пошлость: немодно, как там
выражаются. Но когда слушаешь эти слова в темноте на фоне гудения
авиамотора, воздействие стопроцентное. Вольно или невольно, сознание создает
образ, нужный Оболеру: огромная желеобразная капля, ритмично пульсирующая и
глотающая бегущих людей...
По иронии судьбы телевидение и первые звуковые фильмы вначале тоже
опирались на эти привычные аудитории радиоусловности, пока новые средства не
выработали собственные голоса - и собственные условности. Многие из нас
помнят мостики-повествования, которые использовались в ранних
телепостановках (например, был такой тип Трумэн Бредли с причудливой
внешностью, который в начале каждой еженедельной серии "Фантастического
театра" (Science Fiction Theater) читал краткую научную лекцию с моралью в
конце); последним, но, вероятно, лучшим примером использования этой
условности является голос за кадром покойного Уолтера Уинчелла <Журналист
и радиокомментатор; считается отцом современной светской хроники.> в
еженедельной передаче "Неприкасаемые" (Untouchables) <Телефильмы
1959-1963 годов о группе агентов ФБР; действие происходит в 20-е годы XX
века.>. В первых звуковых фильмах можно найти те же самые
диалоги-описания и повествовательные мостики. В них нет никакой
необходимости, потому что мы видим происходящее, но они на какое-то время
остаются, как ненужный аппендикс, присутствующий просто потому, что эволюция
еще не убрала его. Мой любимый пример в этой области - великолепные во всех
других отношениях мультфильмы начала сороковых Макса Флейшнера "Супермен"
(Superman). Каждый начинается с того, что рассказчик торжественно сообщает
аудитории: была некогда планета под названием Криптон, "которая сверкала в
небе подобно большому зеленому драгоценному камню". А вот и она сама,
ей-богу, сверкает в небе подобно большому зеленому драгоценному камню, прямо
у нас перед глазами. Через мгновение она раскалывается на кусочки в
ослепительной вспышке. "Криптон взорвался", - сообщает нам рассказчик, когда
куски разлетаются во все стороны. На всякий случай, вдруг мы не заметили
<"Сценичность" - еще одна условность, которая широко используется в
первых телепрограммах и звуковых фильмах, пока не были найдены иные, более
гибкие способы повествования. Посмотрите телепередачи 50-х годов или такие
фильмы, как "Это случилось однажды ночью" (It Happend One Night), "Певец
джаза" (The Jazz Singer) или "Франкенштейн", и обратите внимание на то, что
обычно сцены снимаются с одной стационарной камеры, словно эта камера на
самом деле - театральный зритель, смотрящий на сцену из зала. Говоря об
одном из новаторов немого кино Жорже Мелье, С.С. Прувер в своей книге "Дети
Калигари" (Caligari's Children) делает то же самое наблюдение: "Двойные
экспозиции, передвижки и иные технические трюки, которые придумывал Мелье,
он снимал с неподвижной позиции, соответствующей неподвижной позиции зрителя
в зале театра, - это не пугало аудиторию, а скорее забавляло ее и в конце
концов утомило настолько, что способствовало банкротству Мелье". - Примеч.
автора.>.
Относительно ранних звуковых фильмов, которые появились через сорок лет
после новаторских "фантастических" фильмов Мелье и его "спецэффектов",
следует заметить, что неподвижное положение камеры диктовалось и
техническими ограничениями: камера производила во время съемки громкие
щелкающие звуки, и единственным способом избежать
Страницы: <<< 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 >>>

Стивен Кинг - Произведения - "Пляски смерти"


Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"